суббота, 25 мая 2013 г.

Третья тема (сабы в задних дверях).

Тема третья.


Проект "Сабовое звено в задних дверях Мазда3 HB"

Сейчас вашему вниманию будет предложено описание реальной инсталляции в автомобиль Мазда3 HB сабового звена в задние двери.
Сама идея установки сабов задние двери не нова, фазовращатели аудиосигнала придуманы давно, но такую инсталляцию я до сих пор нигде не встречал, поэтому считаю, что это моя идея, также  думаю всем будет интересно.
Доработку головного устройства, изготовление активного фильтра для саба -  делал я,  инсталляцию и настройку акустики делал Рост - руководитель  львовской студии автозвука «Старый трамвай».
Материал никоим образом не претендует на полноту освещения теории темы, а представляет собой попытку объяснить на пальцах что, почему и как делалось… так сказать - посеять зерно сомнения в невозможность создания такой системы.
Не мог обойтись в написании статьи без прописных истин про автозвук, поэтому кому это не интересно, то этот полуплагиат можно пропускать.

Часть первая

Рассуждения по поводу извлечения низких частот в автомобиле.

Возьмем для начала  штатные динамики Мазда3 (каталожный номер GJ6A 66 960 (4 Ом, 25 W). Их резонансная частота составляет и колеблется в пределах 80-85 Гц !!!! А всем известно, что ниже своей резонансной частоты динамик уже давления практически не дает.
Плюс к этому надо добавить, что для любого динамика, который оформлен в какой-то ящик или полуоткрытый ящик, резонансная частота увеличивается в 1,5-2 раза. Таким образом, можно грубо считать, что на частоте 80 Гц штатный динамик достигает уровня в -6 Дб  (на средней громкости) и поэтому ниже 80 Гц он уже практически ничего не воспроизводит, а только шевелится. Вот еще почему в штатной голове на выходе также спад на низких начинается уже со 100-120 Гц.
Популярная в силу своей простоты замена штатных динамиков на  более мощные и качественные низкочастотные головки  в дверях автомобиля,  обычно аргументируется увеличением эффективности воспроизведения низких частот.
Результат же иногда получается прямо противоположным желаемому.
Дело в том, что при сведении фонограмм чисто электронной музыки большинство современных звукорежиссеров располагает инструменты басового регистра в центре звуковой сцены, т. е. звуковые сигналы левого и правого каналов в этом диапазоне частот  синфазны и имеют практически одинаковую интенсивность. Поэтому, при установке излучателей в дверях (без изготовления подиумов с доворотами) фронт звуковой волны на частотах 80...200 Гц, как главных для субъективного восприятия средних и верхних басов (именно в этих частотах содержится основная энергия звука) - достигает противоположной головки на многих частотах в противофазе (что определяется шириной салона), и взаимно компенсируются (если точнее – то общая суммарная АФЧХ на этих частотах получается  непредсказуемой еще и из-за переотражений в салоне).
Отсюда - гупающий неизвестно откуда, тусклый, безжизненный звук на низких частотах, который не исправить никакими эквалайзерами и другими крутилками в штатных головных устройствах.
Поэтому, обычно без всяких раздумий и чужих советов, владелец автомобиля, мечтая хоть как-то улучшить звук, стремиться установить в свой автомобиль сабвуфер.
Поскольку на самых низких частотах динамик саба имеет круговую диаграмму направленности излучения, выбор места установки сабвуфера – это вопрос компоновки системы.
Проблема в том, что частотная характеристика салона, играющего здесь роль акустического оформления, имеет подъем в области самых низких частот, индивидуальный для каждой модели автомобиля.
Вообще-то в звучании этого суббасового динамика нет почти никакой музыкальной информации, потому что всю музыку, включая низкие ноты бас-гитар и т.п. должна отыгрывать фронтальная акустика. А сабвуфер добавляет лишь глубины басу, заставляя звучать всю аудио систему автомобиля более благородно.
При построении сабвуфера необходимо добиться двух вещей – динамичности звучания и согласования с фронтальной акустикой. Динамичность – это умение сабвуфера играть быстро, четко отрабатывать быстрые музыкальные композиции, не размазывая звук.
Поэтому легкие, небольшие 8-10 дюймовые динамики имеют преимущество в этом перед своими большими 12-15-дюймовыми коллегами (не забываем, что мы имеем дело с автомобильными низкочастотными головками, работающими в компрессионном режиме, из-за чего они имеют куда более низкую чувствительность, существенно больший ход диффузора и относительно тяжелую, в сравнении с домашними, подвижную систему). А согласование с фронтом осуществляется по двум основным параметрам: уровню и фазировке.
В окончательном варианте присутствие сабвуфера в машине должно ощущаться только по качественному „низу”, не должно быть ни намека на локализацию, то-есть должно казаться, будто сабвуфер находится не в багажнике, а впереди автомобиля, под/над приборной панелью, где его, конечно же, невозможно установить вследствие нехватки места.
Обычные места саба – задняя полка, ящик в багажнике. Саб в ящике может смотреть в салон, но обычно все-таки смотрит в багажник, саб может быть оформлен в виде стелса, занимая совсем никому не нужные боковые объемы в багажнике…. возникает вопрос усилителя – альтернатива активный саб….
Использование компактных автомобильных активных сабвуферов даже не стоит обсуждать, а кто все таки готов выбросить деньги - даю небольшой перечень таких сабиков : Mystery MBS-204A, Blaupunkt THB-200A, Pioneer TS-WX11A, Hyundai-H-CSX8A, Clarion-SRV313… и еще много других.
Но не всегда удается разместить нормальный саб в автомобиле – то ли просто маленький багажник, заднюю полку нужно дырявить (или как в HB – ее просто нет), стелс долго и негде сделать, места под сиденьями мало,.... то ли  мешает жена, не разрешает теща,... собака, дача и т.д. - причин море… деньги, в конце концов.
Что же еще остается незадействованным в автомобиле, где уже установлен фронт в передних дверях? У нас есть свободные задние двери!
Да - есть специальные дверные низкопрофильные сабовые головки, но мы сейчас нацелимся на более бюджетный вариант (точнее в целом среднебюджетный вариант), который требует не таких уж и больших материальных затрат. А именно - использование в дверях двух низкочастотных головок фирмы Альфард (Alphard) и конкретно – восьмидюймовые низкочастотные  головки LW-80A4.
И сразу скажу – ожидать, что любое установленное сабовое звено в задних дверях будет исполнять такие-же танцы с бубном, как и саб в багажнике – не стоит.
Это объясняется, во-первых,  задние двери – это совсем не ящик из 20 мм фанеры!
Во-вторых,  100 Вт восьмерки – это не 500 Вт десятки и тем более не киловаттные  12, поэтому здесь  разные подводимые мощности из за разной чувствительности и в итоге разное получаемое  давление от применяемых сабовых головок.
Но как отличное дополнение к фронтам и попытке приблизиться к хайфаю - такое сабовое звено в задних дверях обеспечить может.
Если до этого на штатной системе можно было слушать только неширокодиапазонный вокал, малосоставные музыкальные коллективы, легкую акустическую музыку, нетяжелый рок, недолбящую поп-музыку, джаз -  то теперь уже можно слушать метал, электронную и  дискотечную музыку, средней тяжести рок, то есть более быструю, плотную и другую спектрально насыщенную музыку, что собственно и доказано этой инсталляцией.

И именно это мне хотелось сделать в HB, так как багажник там не такой уж и большой, да и это вообще годится для применения в любом автомобиле, у которого задние двери позволяют установить динамики в восемь (как совсем крайний вариант - шесть) дюймов.


Часть вторая.

Проблемы и компромиссы на низких частотах.

Подобные схемы инсталляции сабов я делал не раз, но ни разу их нигде не описывал, так как это было очень давно (в 80 годах). Усилители были, как правило, самодельные и в качестве сабовых головок я использовал такие динамики, как, например, из серии 25ГДН (15ГД14 (8 Ом), 15ГД17 (с серебряным колпачком)), 6ГД2, 10ГД30Е, какие-то венгерские лопухи …и др., естественно,  если это было надо, я перематывал динамики на 4 Ома и разными пропитками делал у них  резонансную частоту не выше 35 Гц…. с более высокими значениями саб, как саб особо не получался.
Большие и маленькие динамики ставил  в двери, очень большие в заднюю полку, так как машины были  Жигули, Москвичи, Волги….
Эх – вот были чудо динамики 6ГД2 – резонансная получалась 22 Гц, мало потребляли по мощности, а басили классно… жалко только их бумажные гофры долго не выдерживали пытки очень низкими частотами…даже с пропиткой…..

В чем проблема выбора и установки cабовых головок в задних дверях:
-требуется хорошая виброизоляция и укрепление двери, выполненной по профессиональным технологиям шумо-виброизоляции с применением специальных материалов,
-крепкие подиумы и мертвое крепление сабовой головки,
-защита магнита динамика от попадания на него воды (которая стекает по стеклу),
-максимально прозрачные для звука грили,
- устранение и понижение собственных резонансов дверей, внутренней обшивки и всех механизмов двери вплоть до установки внутренних распорок и дополнительного усиления ребрами жесткости больших поверхностей (ведь дверь – это весьма тонкая листовая сталь, которая без спец-подготовки будет дребезжать, добавляя неприятных призвуков)
- дверь, это далеко не ЗЯ или ФИ, это 35-45 литровое дырявое решето - с дырами для слива воды, щелями в уплотнителях стекла и технологических зазорах между пистонами внутренней и внешней обшивки, замком и ручками двери.
С дверьми как-бы все ясно, теперь о выборе низкочастотном динамика.
Так почему мы остановились на Alphard LW-80A4? Конечно, это не есть супер-пупер саб, его обычно называется «автобупер», так как звук от него, как от мидов - с определенными  проблемами.
Но рассмотрим его основные параметры: Fs – 32 Гц, Qts – 0,23, Vas – 66 литров, чувствительность- 91 дБ.
Вычисляем Fs/Qts и получаем число139. Сразу становится ясным, что такой динамик годится в основном только в качестве открытого ящика (ОЯ), что собственно нам и нужно (при Fs/Qts>105 динамику нужно оформление типа экран, ОЯ или бандпасса (полосовой резонатор), получая при этом некоторые достоинства такого оформления - отсутствие повышения резонансной частоты, почти неизменная добротность).
А дверь у нас получается - недоделанный полуЗЯ, полуОЯ, немного ФИ,  а в целом с двумя динамиками в салоне – с приметами Push-Pullа или бандпасса (не знаю какого порядка)  с двумя динамиками, двумя  камерами в 30 литров, а  второй в 2 куба….. Посчитать это практически нельзя, но реально выходит, что работы в дверях в диапазоне 30-60 Гц динамик LW-80A4, подходит как нельзя кстати (в нашей системе до 60Гц будут доигрывать мидбасы Helix DB 62.1), хотя хотелось бы меньшей ходовости LW.
Тот кто прочитал эту заумь про выбор головки – молодец. Так как, по моему мнению, в дверях диапазон 30-60 Гц отыграет практически любой низкочастотный динамик, который туда влезет, главное чтобы у него резонансная частота была бы в пределах 30 Гц и возможность работать на объем 20 литров плюс лапоть.

Но это было-бы очень просто – установил динамики в задние двери, подключил к усилителю и опа, сабовое звено готово. Во-первых – получается, что оба динамика в задних дверях смотрят друг на друга (восьмерки особо не повертишь в дверях) – поэтому необходима задержка между основным сигналом и  сигналом, подаваемым на вторую головку, чтобы они с помощью задержки двигались и не забивали друг друга и в точке прослушивания казалось, что это была, как бы, одна головка.
Вот тут хочу немного углубиться в теорию звука…:
У человека расстояние между ушами в среднем около 17 сантиметров. Поэтому максимальное значение задержки (при распространении звуковой волны перпендикулярно к средней плоскости головы) равно Δtmax=0,17/330=5•10-4 секунды или 0,5 миллисекунд.
Способность наших ушей и мозга такова, что работая сообща, они способны различать задержки звука, составляющие менее 10-4 секунды. Тренированные люди, например, могут определять отклонение источника звука от средней плоскости на угол менее 1-2 градусов, улавливая, таким образом, временную задержку около 10 микросекунд!!!
Второй способ - это измерение разницы в интенсивности звука, пришедшего к одному и другому уху. Для звуковых колебаний с длиной волны менее 16 сантиметров (частота более 2 килогерц) голова человека представляет заметное препятствие. Поэтому за головой образуется звуковая тень, в которой интенсивность звука будет меньше, чем с противоположной стороны. Если источник звука сдвинут относительно средней плоскости головы, то одно наше ухо будет находиться в области звуковой тени, а другое - вне ее. В результате интенсивности звуковых волн, падающих на два уха, будут неодинаковы. Жизненный опыт научил нас использовать эту разницу в силе звука, чтобы определять направление на источник звука с точностью 1-2 градуса.
Человек подсознательно пользуется сразу обоими методами локализации источника звука и они нераздельны!
При этом разнице в интенсивности звука около 10 процентов соответствует временная задержка прихода звуковой волны к более дальнему уху, равная 18 микросекундам.
Для низких частот голова не представляет никакого препятствия и считается, что до 300 Гц человек не может точно определить локализацию на источник таких частот, но на самом деле все гораздо сложнее, особенно если работают два мощных источника низких и инфранизких частот… а это-же маленький салон автомобиля (2-3 куб м)….тут уже кроме ушей и мозга  подключаются нервные окончания, расположенные по всему телу, да и многие, наверное, при определении места  саба в домашке затратили немало времени, чтобы найти такое место, когда он не локализуется.
Расстояние между задними дверями в салоне тройки достигает 1,4 метров, между головой водителя и  динамиками в задних дверях 0,8 и 1,2 метра. Считаем, что скорость звука в воздухе 330 м/с и итого получается, что задержка колеблется  между 2,2-5,5 миллисекунд (фазовая задержка еще, конечно, зависит от самого динамика – вес диффузора ….и других механических параметров динамика).

Таким образом мы видим, что задержки между динамиками в задних дверях значительны, слышимы и их надо компенсировать, а основные  и кратные частоты, которые будут пропадать - составляют примерно 240, 120, 60 Гц…и  как для сабового звена в задних дверях -  нас в данном случае больше интересует район и согласование на 50 Гц плюс минус 20 Гц.

Часть третья

Функциональная схема установки сабового звена в задние двери.

Возможные варианты построения сабового звена в задних дверях:
1. Головное устройство – 2-канальный усилитель на  фронт – 2-канальный усилитель на сабвуферы.
2. Головное устройство – фронт –2-канальный усилитель на сабвуферы.
Примерная схема построения сабового звена в задних дверях автомобиля.


Как мы видим, путь для формирования сигнала для сабовых головок следующий – смешиваем левый и правый  тыловые каналы, далее у нас два фазовращателя (последовательно друг за другом) с плавным диапазоном регулировки 0-180 градусов.
Первым фазовращателем мы подтягиваем задержкой ближний саб (левый) так, чтобы он отчетливо был слышен ПЕРЕД вами.
Уровень выставляется на слух, так чтобы уложиться в нормальный тембровой баланс.
Затем подключаем второй (правый) саб и вторым звеном задержки опять подтягиваем (уровнем балуемся тоже), так чтобы удары барабанов были опять слышны ПЕРЕД вами.
Естественно, что перед этим  подбирается фазировка грубо (0 или 180 градусов) перекидкой проводов подсоединения динамиков к усилителю (точнее - грубо меняется регулировкой в АФС для левого саба, а перекидкой проводов меняется потом для правого)
Но точная согласовка сабов  – это не главное, если так сделать, то звук от дверных сабов будет никаким - сухим и скучным.. но если потом сделать небольшое отставание/опережение от МИДов (десятки миллисекунд),  и/или между двумя головками сабов (единицы миллисекунд) - у нас получился небольшие сдвиги фаз.
В результате звук станет более насыщенным (как говорят - мясным), но при этом он не сильно влияет на моносовместимость. Такая настройка (небольшая расстройка фазы) очень хорошо подходит для баса синтезированых инструментов в трансе.

Какие задержки получаются на самом деле – я никогда не мерил и не запоминал, так как все это регулируется на слух и для места водителя и его пассажира справа и в каждой машине они свои.


Часть четвертая.

Доработка головы, СД привода и немного об  инсталляции сабового звена в задние двери Мазда3 HB.

В автомобиле Мазда3 HB из-за бюджетности проекта владельцем было принято решение, что на фронт будет работать штатная доработанная голова (по полному варианту доработки с вольдобавкой и вынесенным наружу преобразователем ДС-ДС напряжения).
Чтобы не повторяться - смотрим вверху вторую тему.
И это все перекликается с доработкой самой штатной головы в первой теме.

Какие есть изменения:
- Чтобы не резать дырку в защитном металлическом кожухе головы для делителя, я просто выпаял разъем МД, который никому не нужен и на это место установил блок делителей. На удивление разъем МД выпаялся за три минуты (припой вытягивал с помощью оплетки), так как ножки разъема совсем тоненькие, пистонов на плате в этом месте нет, поэтому и не  требовалось сильного нагрева.




Было так:



Стало так:




- Питание с ДС-ДС для уничтожения возможных внешних наводок подается в голову через дроссель. Мотал на кольце феррита диаметром 30 мм с проницаемостью 3000HM проводом диаметром 1.5 мм до заполнения – получилось 2 мГн. ( с таким номиналом индуктивности и конденсаторами в 30000 мкФ получается ФНЧ с частотой среза 40 Гц, что очень хорошо для отсекания всех наводок автомобиля, в том числе и от самого ДС-ДС ). Подаваемое напряжение с ДС-ДС на усилитель - 17,5 вольт.




- Сам ДС-ДС разместился в передней консоли под штатной головой (за блоком управления климатконтролем есть такая полочка) и был закреплен стяжкой.
- Доработан СД привод по питанию и выводу сигнала более коротким путем Дополнение 1 в первой теме http://halin-mazda3.blogspot.com/2013/05/blog-post_24.html .
Так как плата там совсем хилая, то лучше, чем делать замену штатных емкостей – просто подпаивать к ним добавочные.










- Теперь на МИДы работают тыловые каналы, а фронт работает на твитера.
Для этого просто поменяны места припайки проводков с делителя около входов усилителя.




- В подвале головы установлен активный сабовый фильтр примерно соответствующий фильтру в Дополнении 2 в первой теме http://halin-mazda3.blogspot.com/2013/05/blog-post_24.html , с добавленным вторым плавным фазовращателем 0-180 градусов (сделанным на второй половинке ОУ DA3.2  - вместо моргалки со светодиодом).




- На сабики в дверях я планировал сделать самодельный усилитель на микросхеме TDA1562Q - эта ИМС представляет собой УНЧ класса Н (с вольтодобавкой) (КИТовский набор NM2034 http://masterkit.ru/shop/multimedia/amplifiers/1298526) …, но для того чтобы понять максимальные возможности сабов в дверях - Было принято решение установить настоящий двухканальный усилитель с развитой кроссоверной частью. Усилитель называется HELIX DB TWO Dark Blue, и был установлен под пассажирским сиденьем.
- На фронты были применены двухполосные Helix DB 62.1 - твитера установлены на передние стойки. На фронтальные миды акустические провода остались штатные, в задних дверях заменены на более толстые по сечению.
- Межблочники к усилителю саба самодельные, прокладка силового кабеля обычная для мазды – АКК, предохранитель, через общий ввод штатных жгутов в салон за бардачком. Плюс и минус на головное устройство заменены на четверку и сведены в одну точку запитки и заземления  усилителя. На плюс головного устройства установлен предохранитель. На питании к ДС-ДС в реле стоит предохранитель на 15 А (есть такие автомобильные  40А реле прямо с встроенным держателем предохранителя - это очень удобно).
Сигнал на саб сверху подрезан усилителем на 60 Гц, снизу примерно на 30 Гц активным фильтром саба.
Виброобработка сделана только дверей,  все грили в дверях поменяны.
АЧХ не мерял, не было времени, да и ноутбук чего-то стал глючить по звуковой карте,.... да и чего мерять, если слышно, что тональный баланс в норме. :)


Cразу скажу, что все получилось, все барабаны расположились впереди, звук в автомобиле поражает своей глубиной проработки низких частот. :) Сабовое звено в дверях играет четко аж до самого низа, и скорость у него отменная.
Все таки как ни крути две восьмерки по площади диффузора – получается практически одна 12-ка.
Призвуки задних дверей в незначительном количестве появляются на самой большой громкости и вывернутой регулировке низких в +6, и то это в основном внешняя карта двери и ручки. Но на средней громкости, комфортной для  прослушивания, призвуков никаких нет. 
Чтобы не ошибиться – я, например, свои карты «успокаивал» раза три- четыре, так что это дело наживное, ….а дверные ручки слышно только снаружи.

О самой инсталляции, виброподготовке задних дверей, настройке и полученных результатах далее расскажет Рост.

Часть пятая.

Чтобы не затруднять Роста, повторю с его разрешения описание установки.

"Описание установки в автомобиль Мазда 3 акустической системы бюджетного уровня с использованием в качестве сабвуферного звена двух нч-динамиков размера 8 дюймов, установленных в задних дверях автомобиля.

Фронт в автомобиле построен на двух-компонентной акустике Helix DB 62.1, как наиболее сбалансированной - мидбас и твитер в этом комплекте одного уровня качества, играют ровно, без горбов и провалов, их спокойно можно делить первыми порядками - для ценовой категории до 100 уе это показатель.




Передние двери оптимально для такого мида обезшумлены, сами миды стоят на внутренних фанерных подиумах, грили в картах заменены, как я это обычно делаю для Мазд, потому что штатные сильно портят звук.
Ниже на фото слева заводской гриль, справа - после замены



Твитера врезаны в стойки, их корпуса немного искривлены с помощью термообработки, чтобы они лучше прилегали к поверхности стойки. Подиумы не делали исходя из бюджета. Но поскольку использованные твитера имеют возможность изменять угол доворота внутри своего корпуса, то для сведения их с мидами подиумы не объязательны.

Усилитель Helix DB TWO. Установлен под передним пассажирским сидением. Прикреплен непосредственно к самому сидению. Сзади клеммы силовой и акустической проводки от ног пассажиров защищает изготовленный корнштейн из 2-мм стали.
Поскольку в системе появился усилитель, добавлена и силовая проводка соответствующего калибра - 16 кв. мм. Земля усилителя и головного устройства сведена в одну точку. Наиболее удобным оказалось крепление под задний левый болт все того же переднего пассажирского сидения.
Также пришлось перегнуть кронштейн крепления штатного разъема попогреек и чего там еще, который находится под сидением.






Ну а теперь о сабиках.
Сначала динамики. Почему 8"? Потому что 6" имеют слишком малую площадь диффузора для суббасовых частот. В самом низу они скорее фырчат, чем басят. Почему именно эти Альфарды? Дело в том, что найти подходящие для автомобильной установки 8" вообще сложно. Их почти нет. А из доступных по цене для всех желающих кажется, что невероятно. Так что именно эти LW80A4 - большая удача. Их параметры, как уже указывал Михаил: Fs – 32 Гц, Qts – 0,23, Vas – 66 литров. Это ящик около двадцати литров, неким подобием которого может служить дверь. Поскольку дверь все же не фанерный ящик, то панча от динамиков ждать не следует, да он нам и не нужен, мы саб стоим, а он в любом случае за кик-бас не отвечает, а вот получить глубокий нижний бас можно. При условии очень серезной акустической подготовки двери. Ибо стОит что-то упустить, и начнутся призвуки, а как следствие - локализация.
В общей сложности на подготовку пары задних дверей у меня ушло 4 дня. Для обработки внешней и внутренних филенок оказалось достаточно тех подходов, которые я применяю при установке хороших 6", они ведь 50-60Гц тоже уже в полный голос играют, а вот места установки динамиков, а именно жесткость крепления подиумов - с этим прошлось изрядно повозиться. Решилась проблема установкой двух дополнительных распорок несколько изогнутой формы (внутри дверей ведь стекла ездят), между силовой балкой и внутренней, той, которая из пластика, филенкой.
Ну и там все действительно на миллиметрах - от магнита до стекла в нижнем положении 5 мм, корзина динамика к металлу двери спереди впритык вообще, снизу металл пришлось немножко изогнуть. Но совсем немножко.



Грили в картах тоже само собой переделаны.




В конечном результате все приведено к состоянию заводского салона.



Настройка. Суть в том, чтобы сначала свести с фронтом один динамик (опыт показал, что лучший кандидат - это левый), а потом "притянуть" к нему второй. Но основная проблема в том, что динамики ведь влияют и друг на друга, по-этому процесс это длительный. В результате должна исчезнуть локализация динамиков сзади, хлопанье в поясницу и другие признаки фазовой несогласованности, бас должен перестать восприниматься как давление, а должен быть слышен лишь как звук, издаваемый инструментами из тех точек пространства, где инструмент "поставил" звукорежиссер.

После завершения настройки мы с Михаилом были действительно поражены глубиной суббаса. Когда стоишь возле автомобиля, кажется, что вообще играет едва ли не 12". И про этом бас быстрый, ведь это только восьмерки. То-есть удалось получить не просто хоть какую-то эрзац-замену обычному сабвуферу, а полноценную реализацию. Единственное но - не для громоподобного суббаса. Все же дверь - это дверь, а не специальный сабовый ящик. Но на громкостях соразмерных с жизнедеятельностью человека разумного проблем нет, двери молчат. Но возможно что таки время от времени доведется их дополнительно виброизолировать, несмотря на то, что все закатано виброй, и карты тоже, сами карты стоят на уплотнителе битопласт, все же это тонкий металл и пластик. Но раз в полгода сделать профилактику - думаю, это не слишком большая цена за те удобства, которые предоставляет такая реализация саба."



Часть шестая.

Небольшой отчет владельца мазды AlMuz (с его разрешения).

"Бюджет системы мне пришлось слегка урезать из-за наступившего кризиса и потери одной из двух работ. Но старт есть - так что на существующем примере буду со временем двигаться дальше...

Итак, о главном:
Поначалу, как только выехал обратно со Львова на Киев, был слегка удивлен тем, что любимые бывшие треки с мп3 линка уже играли не лучше всех, а как то посредственно.
И реальную красоту пришлось ощупывать лишь единственным акционным аудио-диском какого-то техно-хауса.
Все изменилось, если раньше я включал этот же диск на громкости 15-18, чтобы как-то приглушить шум от трещин на асфальте (если громче, то что-то в дверях звенеть начинало)...то сейчас совсем наоборот - хочется врубить погромче, чтоб крышу рвало, и надо сказть - что все таки рвет (не заметил ямки, куда и влетел правым передним колесом... не помню на какой скорости..... так что пришлось прокатку диска делать в Житомире ))))...

Да, от низкочастотников в дверях не стоит ожидать пробивания груди на сквозь, но именно тот глубокий бас (которого раньше так нехватало) и невысокий, но вполне достаточный (маньяки давления не в счет) уровень звукового давления всетаки есть.
Во время этой же поездки среди записей на двух флешках также обнаружилась Нирвана, некоторые треки с достаточно хорошим качеством.... ГИТАРЫ ТАК РАНЬШЕ НЕ ИГРАЛИ ВООБЩЕ, тексты песен даже сам начал орать на всю глотку, за что мой одногрупник (с которым путешествовал обе поездки во Львов) решил заткнуть мне рот, так как, по его мнению, пою я - "не очень")))))))

День второй (понедельник), рабочие будни, на центральных серваках своей конторы, в архивах музыки нарыл очень интересную штучку - альбом Black Ice группы ACDC, в mp3 с константным битрейтом 224. ЖЕСТЬ, кайф или что - не знаю, словами не описать, надо просто послушать, меня просто РВЕТ на куски!!!!!

Лирика, в стиле группы Brainstorm - тоже все очень чудесно воспроизводит, доволен на все 100%.

На этих выходных катался домой к родителям в Черкассы, надо сказать, что родители мои очень негативно отнеслись к тому, на что я решился выкинуть свои деньги, да еще и во время кризиса. Отец мой, которому уже за 50 - до сих пор катается на Космиче 2140 зеленого цвета, почти моего возраста))). Бюджет установки аудио, хоть и не высок, но все же это где-то парочка таких же Космичей )))))).
Вообщем, надо было объяснить на что я выкинул деньги, и посадил его в машину:
Сначала продемонстрировал возможности саба и мидбасов на клубной музыке (включил только их: BASS выкрутил на максимум, FRONT R8, и громкость до уровня, чтобы не было слышно "процесса разрушения задних дверей"))))), вердикт отца - "крышу сносит" (с), на что я объяснил, что для "сноса крыши под более крутым углом" нужно сделать "минус половины полезного пространства в багажнике", а то что он сейчас слышит - это просто сочные и полные низы, которых раньше не существовало по определению штатной акустики.

Так как отец клуб/техно/хаус совсем не понимает, и пожелал шансон (что-то в стиле "Шкафутинского" или Круга), пришлось поискать кое-что другое....нашлось мп3, среднего качества записи группы Linkin Park, но не песини, а ихние хитовые мелодии в исполнении на рояле!
Звучит оно по типу классической музыки, но на современный мотив.
Отец был поражен, меня тоже поперло, но нада сказать, что при выключенном двигателе, на максимальной громкости слегка слышны наводки....особенно выражено в перерывах между треками.

Как ни странно, когда я катаю отца по Черкассам, то он теперь перестал сбавлять громкость музыки, что он раньше делал постоянно, когда играло хоть что нибудь на 18-20 делениях. Причем не сбавляет даже когда играет клубняк ))))!!!!!!

Итак, общая характеристика.

Из плюсов:

+ появились полноценные низы и необходимый уровень давления;

+ из-за полноценного фронта состоящего из твитеров и мидбасов (пусть даже и бюджетных) кардинально поменялась звуковая картинка, которая теперь полностью насыщенная;

+ сцена - спереди меня, а не где-то в районе задницы;

+ наконец то музыку хочется врубить погромче для драйва, а не в качестве, чего-то там жужащей, "глушилки шума дороги".

+ насчет прослушивания тяжелого рока, Рамштайн - это тяжелое или не очень? Не знаю что оно, но слушается вполне ОТЛИЧНО...правда я не любитель такого разрыва, поэтому слушаю максимум минут 15 (нервы не выдерживают, становлюсь злой и начинают лихачить на дороге))))), после - хочется переключиться на что-то очень-очень спокойное и лирическое.


Теперь минусы:

- появившиеся твитера в стойках начали жестко сигнализировать о плохих записях, особенно тех мп3, в которых очень много высоких частот (тарелки, гитары), но сами запси с низким битрейтом (ниже 224). Также я решил напрочь отказаться от записей с переменным битрейтом;

- в силу простоты и доступности мп3, отнесу к минусам: XCARLINK теперь играет хуже АудиоСД по качеству воспроизведения (т.е. это Ауди СД начал существенно лучше петь), теперь надо задумываться о создании коробки с качественными записями Аудио СД и как-то писать их самому с формата Lossless (что, согласитесь, геморнее, чем просто залить мп3 на флешку);

- для фанатов давления: дверной саб - грудь на сквозь не пробивает (я к этому и не стремился);

- на макс. громкости, во время прослушивания клубных треков с разными уровнями громкости самой записи, особенно для записей с существенно завышеным басом, приходиться регулировать BASS, и соотношене FRONT для каждого "особенного" трека отдельно (теперь это соотношение не фронт/тыл, а твитер/мидбас+саб). Или же надо сбавлять громкость до такого уровня, что все остальное кроме баса будет звучать в два раза тише. При отсутствии регулировки на таких треках начнет разрывать задние двери;

- на макс. громкости при выключеном двигателе слегка слышны наводки в твитерах (только в случае XCARLINK, который по выходному соотношению С/Ш был расчитан на родную акустику....при работе с Audio CD приводом наводок не слышно).


О ДВЕРНОМ САБЕ:

В предельных режимах дверного саба слышно, как начинают дребежать компоненты задних дверей (все начиается с призвуков трясущихся ручек). Эти проблемы я собираюсь утихомирить через пару месяцев (пусть растрясется все что может, и как может).
Впрочем тоже самое происход и с мидбасами в передних дверях, но не так выраженно (ход дифузора у мидбасов меньше). Правда на максимальных громкостях левая рука ухватившись за руль уже не может спокойно лежать на дверном подлокотнике - "колбасит товарисчи!" )))))...

В общем - системой доволен на все 100%, а Михаилу и Ростиславу (кто не в курсе: Halin-у и РОСТу) выражаю ОГРОМНЕЙШУЮ благодарность за проделаную работу и удавшийся эксперимент))))."


2 комментария:

  1. Добрый день. Можно прояснить, для чего смешивать левый и правый тыловые каналы?
    Почему нельзя каждый канал завести на отдельный фазовращатель?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет!
      Теоретически выглядит, что никакой разницы вроде как и нет.
      Но лучше всего сабы сводились друг с другом и с мидами именно так.

      Удалить