Дополнение 1.
Доработка СД привода в
штатной голове, которую я уже давно хотел описать, но все руки не
доходили. :(
Не спеша, это можно за
день сделать (конечно, заранее до этого подготовившись), и в итоге получить
неплохой результат и удовольствие от
сделанного.
Небольшой экскурс в
причины необходимости таких работ.
В голове толпой носится
куча наводок, помех…. и другой всякой бяки, которая портит звук.
Самым важным залогом в
качестве получаемого звука, является хорошее питание (повторюсь: что такое
звук? - это промодулированный входным аудиосигналом источник питания!).
То есть - если имеется
хорошее и стабильное питание – то будет хороший звук. Плохое питание – и звук
тоже будет плохой!
Следующей по важности,
является правильная разводка цифровых и аналоговых (звуковых) цепей, один из
вариантов решения этого вопроса - это
экранирование цепей друг от друга…. и т.д и т.п..
Добиться идеального
питания и исключение взаимовлияния аналоговых и цифровых цепей довольно сложная
задача, и во многих случаях эта проблема тупо решается с помощью режимов
пауз в аудиопроцессорах (АП).
Все режимы и варианты
пауз описывать не буду, а только один – когда уровень звукового сигнала
уменьшается до определённого уровня, анализатор пауз в АП делает вывод, что
сейчас полезного сигнала совсем не будет и чтобы все наводки и помехи не были
слышны в динамиках, включает паузу (резко или плавно – это зависит от
возможностей АП), тем самым отсекая на выходе АП сигнал до уровня шумов самого
АП, то есть как минимум на – 100 Дб. Поэтому при правильной работе пауз, даже
если громкость стоит на максимуме - в перерывах между треками все тихо. Стоит
только выключить этот режим пауз и мы в перерывах между треками услышим черти
чего…и сбоку бантик. :blink:
Но когда музыка играет
(тут уже неважно – тихо, средне или
громко), режим пауз в АП не работает, все помехи и наводки усиливаются вместе с
полезным аудиосигналом,…. но мы их не слышим, так как они маскируются самой
музыкой…
Но если мы их не слышим,
это не значит, что этих помех нет, и они не гадят звук. Ещё как гадят!
Это очень хорошо стало
слышно, когда я дорабатывал аудиосистему в Мазда-семерке, где пришлось по ряду
причин остаться без этого режима пауз.
[url="http://cx-7.ru/forum/index.php?topic=3534.0"]Сайт Мазда
СХ-7[/url]
По штатной голове тройки
на самой главной плате многие вопросы по уменьшению помех уже решены в
предыдущих описаниях доработок, но остался совсем нетронутый сам СД привод (а
именно там зарождается звук, поэтому важно, чтобы этот звук был максимально
качественный).
Я просмотрел
осциллографом питание и послушал звук на выходе СД привода… все как обычно –
куча наводок: и цифровые, низкочастотные от драйвера двигателя вращения диска,
ВЧ попискивания от управления лазером..., какие-то несинхронные хвосты…. надо с ними бороться, однозначно. :)
Для наглядности даю фотку
платы СД привода, где я желтым цветом отметил путь аудиосигнала, который он
проходит после выхода с ЦАП по плате и шлейфу, чтобы попасть на предусилитель,
который расположен на главной плате.
Вот такой путь сигнала:
Впечатляет, да? И плата
односторонняя, море дурацких перемычек (неужели стоимость двухсторонней платы
дороже напайки сотни перемычек?), море возможностей поймать наводки… и понятно,
что можно этот путь сократить, как минимум в пять раз, убрав путь аудиосигнала
по шлейфу и частично по плате, плюс сам аудиосигнал экранировать от внешних
наводок применив, например, тонкий микрофонный кабель.
Конечно, надо добавить
ёмкости по питанию, чтобы в аудиосигнал как можно меньше пролазил шум и наводки
от работы пятиканального драйвера двигателей СД привода:
вот тут отмечены галочкой
устанавливаемые/заменяемые элементы (два по 100,0 меняем на 220,0 и добавляем
один на 470,0 мкФ около входа питания в драйвер BA5813FM):
Самое главное - питание
аудио части ЦАП, ставим ёмкости побольше (100,0 и 470,0 мкФ) и дроссель по
питанию (вместо перемычки JC132):
На выходе с платы перед
шлейфом на пути аудиосигнала стоят резисторы 100 Ом и 1 кОм, поэтому заменяем
их одним резистором номиналом в 1,1 кОм, припаиваем их стоячком на место
выпаянных перемычек JC065 и JC066 и припаиваем к этим резисторам центральные
проводники экранированного микрофонного кабеля (землю к перемычке JC060):
На главной плате убираем
перемычки JC805 и JC807 и подпаиваемся как можно ближе к входным цепям
предварительного усилителя, земля берется рядом:
Ставить какой-то
разъёмчик на микрофонный кабель, или подпаиваться напрямую – это уже каждый
решает для себя сам. Я припаивался напрямую.
Что мы в результате
получаем: увеличивается такой параметр, как разделение каналов, поэтому сильнее
проявляется стереоэффект, звук становится заметно чище, (я бы сказал
кристальнее на средних и высоких частотах)… сами услышите.
Положительный результат
доработки СД привода налицо. :P
Все таки лучше разъёмчик
поставить.
Да и сам материал платы
настолько хилый, что даже при нормальном нагреве дорожки начинают отслаиваться.
Поэтому лучше
конденсаторы не менять на новые, а добавлять к старым:
Устанавливаем разъем папу
на главной плате:
и вот как это все
выглядит в сборе:
Дополнение
2.
Немного ознакомительно опишу
предварительный усилитель с активным фильтром для саба, который я сделал в свое время и иногда вставляю в
голову.
Этот предусилитель фронта
с активным фильтром для саба необходим
для тех, у кого усилитель, используемый для саба, не имеет развитой системы
кросоверных фильтров, позволяющей задать нижнюю и верхнюю границу частотного
диапазона для головки саба. Фильтр также позволяет задать необходимую задержку
сабового сигнала в пределах 0-360 градусов для того, чтобы саб звучал спереди,
а не сзади.
Схема (в основном
выковорена из одного набора КИТа – я особо ничего не придумывал :) ) примерно
вот такая:
Входная цепь построена на
микросхеме DA1 и состоит из двух буферных входных каскадов, которые служат для
развязки тылового сигнала с АП со
смесителем на ОУ DA2.2, на котором с
помощью резистора 47 кОм можно задавать нужное усиление, чтобы смешанный
выходной сигнал с ОУ не клиппировался на
последующих каскадах активного фильтра.
Каскад, собранный на ОУ
DA2.1 – это фильтр инфранизких частот второго порядка (ФИНЧ, фильтр
Баттерворта), позволяющий максимально эффективно использовать мощность
усилителя и звукоизлучающей головки. Используя переменный резистор на 100 кОм,
возможен выбор необходимой частоты среза ФИНЧ в пределах 20-30 Гц.
На ОУ DA2.3 выполнен
фильтр низких частот второго порядка (ФНЧ, фильтр Баттерворта) с регулируемой
частотой среза в пределах 30...250 Гц. Частота среза ФНЧ изменяется в
зависимости от положения движка сдвоенного потенциометра номиналом 100 кОм.
Ha ОУ DA2.4 выполнен
дифференциальный усилитель с переменным коэффициентом усиления в диапазоне ±20
дБ с функцией фазонвертора. Усиление в
минус 20 дБ - при среднем положении движка переменного резистора. При повороте
движка потенциометра 100 кОм влево/вправо фаза меняется грубо от 0 до 180° и
происходит плавное изменение коэффициента усиления до +20 дБ.
При настройке саба
так делать гораздо удобнее, чем лезть в
усилитель и там перебрасывать наоборот провода, идущие на саб., чтобы
перевернуть фазу на 180 градусов.
Последний каскад -
регулируемый фазовращатель на ОУ DA3.1, где конденсатор 0,47 мкФ и потенциометр
100 кОм являются частотно-избирательной цепью. Величину задержки можно
регулировать резистором 100 кОм. Таким образом, вращением движка потенциометра
100 кОм у DA3.1, можно изменять фазу выходного сигнала в пределах от 0 до 180°,
и можно точно подогнать звук, чтобы саб бухал одновременно с мидами, а не
локализовался, как это часто бывает, в багажнике.
На оставшемся свободным
ОУ DA3.2 собран генератор прямоугольных импульсов, индицирующий включение
устройства при помощи светодиода (чистый понт).
На схеме я не рисовал, но
на плате также находятся два канала предусилителя для усиления фронтальных
сигналов с АП головы по схеме, которая уже была до этого описана в теме.
Питание всех ОУ на плате
стабилизировано и особого пояснения не требует.
Еще хочу сказать, что
настройка активного фильтра для саба не так проста, как кажется с первого
взгляда. Желательно, чтобы настройку
сделал опытный инсталяторщик.
Фото одного из первых
вариантов платы:
Фото слоя платы:
Дополнение
3.
.. при переключении
треков XCarLink USB MP3 на громкости выше средней слышна работа цифровой
шины… что делать?
Подобные вопросы не раз
звучали в темах по адаптерам XCARLINK, и
я несколько раз пытался понять в чем причина. Один раз даже брал у Олега сэма с
десяток XcarLinkов и пытался выбрать из
них самый тихий по наводкам... но все они работали примерно одинаково.
Вот поэтому я при удобном
случае ковырнул штатную голову в этом направлении. Специально вряд-ли кто-то
будет делать такую доработку, но думаю, что данная информация о решении этой
проблемы будет полезна всем. :)
Чтобы было меньше
вопросов ко мне, постараюсь расписать чуток детально.
Вход в штатную голову с
разъема СД- чейнджера организован по балансной схеме.
Это в принципе правильно,
так как подключение аудиосигнала с внешнего чейнджера можно выполнять
обыкновенными не экранированными проводниками – наводок и помех при этом не
будет, что заложено в самом принципе балансного подключения.
Но производители
адаптеров XCarLink USB MP3 и подобных им устройств - XCarLink (Audiolink)
iPod-Link, …с модулями Bluetooth, DMC,
YT-M04, YT-M05…(далее по тексту – Адаптер),
не заморачиваются созданием балансного выхода, а делают обыкновенный
[b]небалансный[/b], поэтому подсоединяются только к аудиоземле и входам +R и +L разъема
СД-чейнджера.
Входа –R и –L остаются
висеть в воздухе и естественно ловят все
наводки как снаружи, так и все цифровые наводки самой платы штатной головы, что
идет в ущерб качеству звука… (если быть точным, то в некоторых моделях
Адаптеров для определенных автомобилей (например, Nissan Qashqai) входа –R и –L в жгуте Адаптера заземляются,
иначе звук с Адаптера в этих автомобилях идет с сильными искажениями).
Все это проявляется во
первых тем, что в паузах между треками в твиттерах слышна работа цифровой шины,
а во вторых наводки, которые поступают на открытые входа –R и –L, …. хочешь
этого или не хочешь - но что-то вычитают/добавляют из/в полезном сигнале и это
проявляется в следующем – появляется замыливание СЧ и ВЧ, нестабильность
звуковых образов… и т.д. и т.п., и
особенно сильно это слышно, когда голова работает через внешний усилитель на
новые динамики (при работе головы на штатную акустику это не так заметно).
В нашем случае проще
всего, конечно, замкнуть входа –R и –L на землю, но во первых в разъеме
Адаптера нет самих гнезд (мамок), во вторых остаются печатные проводники,
которые идут от разъема СД-чейнджер к дифвходам аудиопроцессора TDA7437N (далее
– АП) через половину печатной платы.
Поэтому если уже делать,
то делать, как положено - как это (ну почти так) предусмотрено в даташите на
АП, а именно трехпроводное подключение к дифвходам АП.
Изменения в схеме,
которые необходимо сделать изображены на рисунке.
Для этого необходимо
выпаять С235 и припаять четыре перемычки.
Вот фотография фрагмента
платы до изменений.
Фотография фрагмента
платы после изменений.
Материальных затрат, как
видите, практически никаких, нужно только пять минут времени и паяльник.
После выполнения этой
доработки все цифровые наводки при переключении треков исчезают, ну и в целом
звук с Адаптера становится гораздо лучше и чище…. естественно это все
раскрывается в полной мере, когда голова работает через внешний усилитель.
Автор
не несет ответственности в случае поломок возникших в результате неграмотной
доработки по описанному методу. Статья написана для ознакомления и носит
информативный характер.
Насчет
предохранителей в голове.
Не так уж чтобы часто, но
с завидным постоянством возникает проблема, когда после копания в разъеме
СД-чейнджера или иных необъяснимых явлений перестает что нибудь работать в
голове.
Производитель
предусмотрел в голове типа предохранителя - более тонкая дорожка на плате.
Чтобы все заработало
нужно всего лишь присадить каплю припоя, чтобы задействовать вторую тонкую
дорожку.
Смотри на фото в левой
стороне и обозначено это как F01.
Для доступа к нижней
стороне платы, где находится F01, достаточно вытащить из головы СД привод.
Продолжение следует.
Михаил, подскажите, а на Mazda 6 (Atenza) такая же проблема по подключению usblink, нужно ли также дорабатывать балансный вход чейнжера? Я так понимаю разводка плат разная, вы случайно не дорабатывали по этому поводу ГУ "шестерки"?
ОтветитьУдалитьВо всех маздовских головах в чейнджеровском разъеме аудиовход сделан балансным, но линки используют только плюсовой вход... минусовой остается висеть в воздухе.
ОтветитьУдалитьМихаил, дошли руки, посмотрел в своем ГУ Mazda 6 (Atenza) схема подключения чейнжера немного другая - от разъема дорожки балансных входом идут на прямую к переходным кондерам, от них через резисторы 38 ком ко входам АП. Сделал как Вы - один кондер выпаял, далее соединил входы "-" разъема к земле, входы "-" АП к оставшемуся "миносовуму" кодеру, который перемычкой соединил в свою очередь к земле.
ОтветитьУдалитьСтало намного лучше по частотам (вч/сч, басы зазвучали), однако все равно на громкости за 25 на нулевом треке слышно типа "морзянки" (. . . _ . . . _) напрягает. Видимо цифровая шина, только не понятно откуда Линк или сама голова, очень надеялся данной доработкой убрать, но видно не судьба:(