пятница, 24 мая 2013 г.

Дополнения к первой теме.

Дополнение 1.

Доработка СД привода в штатной голове, которую я уже давно хотел описать, но все руки не доходили.  :(
Не спеша, это можно за день сделать (конечно, заранее до этого подготовившись), и в итоге получить неплохой результат и  удовольствие от сделанного.
Небольшой экскурс в причины необходимости таких работ.
В голове толпой носится куча наводок, помех…. и другой всякой бяки, которая портит звук.
Самым важным залогом в качестве получаемого звука, является хорошее питание (повторюсь: что такое звук? - это промодулированный входным аудиосигналом источник питания!).
То есть - если имеется хорошее и стабильное питание – то будет хороший звук. Плохое питание – и звук тоже будет плохой!
Следующей по важности, является правильная разводка цифровых и аналоговых (звуковых) цепей, один из вариантов решения этого вопроса -  это экранирование цепей друг от друга…. и т.д и т.п..
Добиться идеального питания и исключение взаимовлияния аналоговых и цифровых цепей довольно сложная задача, и во многих случаях эта проблема тупо решается с помощью режимов пауз в аудиопроцессорах (АП).
Все режимы и варианты пауз описывать не буду, а только один – когда уровень звукового сигнала уменьшается до определённого уровня, анализатор пауз в АП делает вывод, что сейчас полезного сигнала совсем не будет и чтобы все наводки и помехи не были слышны в динамиках, включает паузу (резко или плавно – это зависит от возможностей АП), тем самым отсекая на выходе АП сигнал до уровня шумов самого АП, то есть как минимум на – 100 Дб. Поэтому при правильной работе пауз, даже если громкость стоит на максимуме - в перерывах между треками все тихо. Стоит только выключить этот режим пауз и мы в перерывах между треками услышим черти чего…и сбоку бантик. :blink:
Но когда музыка играет (тут уже неважно – тихо,  средне или громко), режим пауз в АП не работает, все помехи и наводки усиливаются вместе с полезным аудиосигналом,…. но мы их не слышим, так как они маскируются самой музыкой…
Но если мы их не слышим, это не значит, что этих помех нет, и они не гадят звук. Ещё как гадят!
Это очень хорошо стало слышно, когда я дорабатывал аудиосистему в Мазда-семерке, где пришлось по ряду причин остаться без этого режима пауз. [url="http://cx-7.ru/forum/index.php?topic=3534.0"]Сайт Мазда СХ-7[/url]
По штатной голове тройки на самой главной плате многие вопросы по уменьшению помех уже решены в предыдущих описаниях доработок, но остался совсем нетронутый сам СД привод (а именно там зарождается звук, поэтому важно, чтобы этот звук был максимально качественный).
Я просмотрел осциллографом питание и послушал звук на выходе СД привода… все как обычно – куча наводок: и цифровые, низкочастотные от драйвера двигателя вращения диска, ВЧ попискивания от управления лазером..., какие-то несинхронные хвосты….  надо с ними бороться, однозначно.  :)
Для наглядности даю фотку платы СД привода, где я желтым цветом отметил путь аудиосигнала, который он проходит после выхода с ЦАП по плате и шлейфу, чтобы попасть на предусилитель, который расположен на главной плате.
Вот такой путь сигнала:




Впечатляет, да? И плата односторонняя, море дурацких перемычек (неужели стоимость двухсторонней платы дороже напайки сотни перемычек?), море возможностей поймать наводки… и понятно, что можно этот путь сократить, как минимум в пять раз, убрав путь аудиосигнала по шлейфу и частично по плате, плюс сам аудиосигнал экранировать от внешних наводок применив, например, тонкий микрофонный кабель.
Конечно, надо добавить ёмкости по питанию, чтобы в аудиосигнал как можно меньше пролазил шум и наводки от работы пятиканального драйвера двигателей СД привода:
вот тут отмечены галочкой устанавливаемые/заменяемые элементы (два по 100,0 меняем на 220,0 и добавляем один на 470,0 мкФ около входа питания в драйвер BA5813FM):




Самое главное - питание аудио части ЦАП, ставим ёмкости побольше (100,0 и 470,0 мкФ) и дроссель по питанию (вместо перемычки JC132):




На выходе с платы перед шлейфом на пути аудиосигнала стоят резисторы 100 Ом и 1 кОм, поэтому заменяем их одним резистором номиналом в 1,1 кОм, припаиваем их стоячком на место выпаянных перемычек JC065 и JC066 и припаиваем к этим резисторам центральные проводники экранированного микрофонного кабеля (землю к перемычке JC060):




На главной плате убираем перемычки JC805 и JC807 и подпаиваемся как можно ближе к входным цепям предварительного усилителя, земля берется рядом:




Ставить какой-то разъёмчик на микрофонный кабель, или подпаиваться напрямую – это уже каждый решает для себя сам. Я припаивался напрямую.

Что мы в результате получаем: увеличивается такой параметр, как разделение каналов, поэтому сильнее проявляется стереоэффект, звук становится заметно чище, (я бы сказал кристальнее на средних и высоких частотах)… сами услышите.
Положительный результат доработки СД привода налицо. :P

Все таки лучше разъёмчик поставить.
Да и сам материал платы настолько хилый, что даже при нормальном нагреве дорожки начинают отслаиваться.
Поэтому лучше конденсаторы не менять на новые, а добавлять к старым:







Устанавливаем разъем папу на главной плате:


и вот как это все выглядит в сборе:




Дополнение 2.

Немного ознакомительно опишу предварительный усилитель с активным фильтром для саба, который  я сделал в свое время и иногда вставляю в голову.
Этот предусилитель фронта с активным фильтром для саба  необходим для тех, у кого усилитель, используемый для саба, не имеет развитой системы кросоверных фильтров, позволяющей задать нижнюю и верхнюю границу частотного диапазона для головки саба. Фильтр также позволяет задать необходимую задержку сабового сигнала в пределах 0-360 градусов для того, чтобы саб звучал спереди, а не сзади.
Схема (в основном выковорена из одного набора КИТа – я особо ничего не придумывал :) ) примерно вот такая:




Входная цепь построена на микросхеме DA1 и состоит из двух буферных входных каскадов, которые служат для развязки  тылового сигнала с АП со смесителем на ОУ  DA2.2, на котором с помощью резистора 47 кОм можно задавать нужное усиление, чтобы смешанный выходной  сигнал с ОУ не клиппировался на последующих каскадах активного фильтра.
Каскад, собранный на ОУ DA2.1 – это фильтр инфранизких частот второго порядка (ФИНЧ, фильтр Баттерворта), позволяющий максимально эффективно использовать мощность усилителя и звукоизлучающей головки. Используя переменный резистор на 100 кОм, возможен выбор необходимой частоты среза ФИНЧ в пределах 20-30 Гц.
На ОУ DA2.3 выполнен фильтр низких частот второго порядка (ФНЧ, фильтр Баттерворта) с регулируемой частотой среза в пределах 30...250 Гц. Частота среза ФНЧ изменяется в зависимости от положения движка сдвоенного потенциометра номиналом 100 кОм.
Ha ОУ DA2.4 выполнен дифференциальный усилитель с переменным коэффициентом усиления в диапазоне ±20 дБ с функцией фазонвертора. Усиление  в минус 20 дБ - при среднем положении движка переменного резистора. При повороте движка потенциометра 100 кОм влево/вправо фаза меняется грубо от 0 до 180° и происходит плавное изменение коэффициента усиления до +20 дБ.
При настройке саба так  делать гораздо удобнее, чем лезть в усилитель и там перебрасывать наоборот провода, идущие на саб., чтобы перевернуть фазу на 180 градусов.
Последний каскад - регулируемый фазовращатель на ОУ DA3.1, где конденсатор 0,47 мкФ и потенциометр 100 кОм являются частотно-избирательной цепью. Величину задержки можно регулировать резистором 100 кОм. Таким образом, вращением движка потенциометра 100 кОм у DA3.1, можно изменять фазу выходного сигнала в пределах от 0 до 180°, и можно точно подогнать звук, чтобы саб бухал одновременно с мидами, а не локализовался, как это часто бывает, в багажнике.
На оставшемся свободным ОУ DA3.2 собран генератор прямоугольных импульсов, индицирующий включение устройства при помощи светодиода (чистый понт).
На схеме я не рисовал, но на плате также находятся два канала предусилителя для усиления фронтальных сигналов с АП головы по схеме, которая уже была до этого описана в теме.
Питание всех ОУ на плате стабилизировано и особого пояснения не требует.

Еще хочу сказать, что настройка активного фильтра для саба не так проста, как кажется с первого взгляда. Желательно, чтобы  настройку сделал опытный инсталяторщик.

Фото одного из первых вариантов платы:


Фото слоя платы:




Дополнение 3.

.. при переключении треков XCarLink USB MP3 на громкости выше средней слышна работа цифровой шины…  что делать?
Подобные вопросы не раз звучали в темах по адаптерам XCARLINK,  и я несколько раз пытался понять в чем причина. Один раз даже брал у Олега сэма с десяток  XcarLinkов и пытался выбрать из них самый тихий по наводкам... но все они работали примерно одинаково.
Вот поэтому я при удобном случае ковырнул штатную голову в этом направлении. Специально вряд-ли кто-то будет делать такую доработку, но думаю, что данная информация о решении этой проблемы будет полезна всем.  :)

Чтобы было меньше вопросов ко мне, постараюсь расписать чуток детально.

Вход в штатную голову с разъема СД- чейнджера организован по балансной схеме.





Это в принципе правильно, так как подключение аудиосигнала с внешнего чейнджера можно выполнять обыкновенными не экранированными проводниками – наводок и помех при этом не будет, что заложено в самом принципе балансного подключения.
Но производители адаптеров XCarLink USB MP3 и подобных им устройств - XCarLink (Audiolink) iPod-Link, …с модулями  Bluetooth, DMC, YT-M04, YT-M05…(далее по тексту – Адаптер),  не заморачиваются созданием балансного выхода, а делают обыкновенный [b]небалансный[/b], поэтому подсоединяются только к  аудиоземле и входам +R и +L разъема СД-чейнджера.
Входа –R и –L остаются висеть в воздухе  и естественно ловят все наводки как снаружи, так и все цифровые наводки самой платы штатной головы, что идет в ущерб качеству звука… (если быть точным, то в некоторых моделях Адаптеров для определенных автомобилей (например, Nissan Qashqai)  входа –R и –L в жгуте Адаптера заземляются, иначе звук с Адаптера в этих автомобилях идет с сильными искажениями).
Все это проявляется во первых тем, что в паузах между треками в твиттерах слышна работа цифровой шины, а во вторых наводки, которые поступают на открытые входа –R и –L, …. хочешь этого или не хочешь - но что-то вычитают/добавляют из/в полезном сигнале и это проявляется в следующем – появляется замыливание СЧ и ВЧ, нестабильность звуковых образов… и т.д. и т.п.,  и особенно сильно это слышно, когда голова работает через внешний усилитель на новые динамики (при работе головы на штатную акустику это не так  заметно).

В нашем случае проще всего, конечно, замкнуть входа –R и –L на землю, но во первых в разъеме Адаптера нет самих гнезд (мамок), во вторых остаются печатные проводники, которые идут от разъема СД-чейнджер к дифвходам аудиопроцессора TDA7437N (далее – АП) через половину печатной платы.
Поэтому если уже делать, то делать, как положено - как это (ну почти так) предусмотрено в даташите на АП, а именно трехпроводное подключение к дифвходам АП.




Изменения в схеме, которые необходимо сделать изображены на рисунке.


Для этого необходимо выпаять С235 и припаять четыре перемычки.
Вот фотография фрагмента платы до изменений.


Фотография фрагмента платы после изменений.



Материальных затрат, как видите, практически никаких, нужно только пять минут времени и паяльник.

После выполнения этой доработки все цифровые наводки при переключении треков исчезают, ну и в целом звук с Адаптера становится гораздо лучше и чище…. естественно это все раскрывается в полной мере, когда голова работает через внешний усилитель.

Автор не несет ответственности в случае поломок возникших в результате неграмотной доработки по описанному методу. Статья написана для ознакомления и носит информативный характер.

Насчет предохранителей в голове.

Не так уж чтобы часто, но с завидным постоянством возникает проблема, когда после копания в разъеме СД-чейнджера или иных необъяснимых явлений перестает что нибудь работать в голове.
Производитель предусмотрел в голове типа предохранителя - более тонкая дорожка на плате.
Чтобы все заработало нужно всего лишь присадить каплю припоя, чтобы задействовать вторую тонкую дорожку.
Смотри на фото в левой стороне и обозначено это как F01.
Для доступа к нижней стороне платы, где находится F01, достаточно вытащить из головы СД привод.



Продолжение следует.

3 комментария:

  1. Михаил, подскажите, а на Mazda 6 (Atenza) такая же проблема по подключению usblink, нужно ли также дорабатывать балансный вход чейнжера? Я так понимаю разводка плат разная, вы случайно не дорабатывали по этому поводу ГУ "шестерки"?

    ОтветитьУдалить
  2. Во всех маздовских головах в чейнджеровском разъеме аудиовход сделан балансным, но линки используют только плюсовой вход... минусовой остается висеть в воздухе.

    ОтветитьУдалить
  3. Михаил, дошли руки, посмотрел в своем ГУ Mazda 6 (Atenza) схема подключения чейнжера немного другая - от разъема дорожки балансных входом идут на прямую к переходным кондерам, от них через резисторы 38 ком ко входам АП. Сделал как Вы - один кондер выпаял, далее соединил входы "-" разъема к земле, входы "-" АП к оставшемуся "миносовуму" кодеру, который перемычкой соединил в свою очередь к земле.
    Стало намного лучше по частотам (вч/сч, басы зазвучали), однако все равно на громкости за 25 на нулевом треке слышно типа "морзянки" (. . . _ . . . _) напрягает. Видимо цифровая шина, только не понятно откуда Линк или сама голова, очень надеялся данной доработкой убрать, но видно не судьба:(

    ОтветитьУдалить